Сенсация на Златоустовской оружейной фабрике

Среда, 04 Апреля 2018

Понадобилось больше пяти лет неустанных поисков, и в коллекции музея Златоустовской оружейной фабрики появился клинок великого мастера – Ивана Бушуева.

 Оружие Ивана Бушуева  хранится в Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, в собрании музея Горного института Санкт-Петербурга, Государственном историческом музее, Артиллерийском и Военно-морском музеях Петербурга. Работами Бушуева  могут похвастать самые известные музеи не только нашей страны, но и мира, а также частные собрания  коллекционеров в Англии и США.

В Златоустовском городском краеведческом музее хранятся 12 клинков Ивана Бушуева и его последняя работа «Древнее вооружение». Первый клинок, подписанный мастером 1823 года, это -  копия клинка, изготовленного для императора Александра I. Оригинал занимает музейные экспозиции Государственного Эрмитажа. Известно, что в сентябре 1824 года, когда Александр I посещал Златоуст, ему были подарены 12 клинков, позже они были переданы в Эрмитаж. Исследователи отмечают, что 1824 год был очень плодотворным для Бушуева, к этому времени относятся многие работы выдающегося мастера гравюры. Один их таких образцов оружия посвящен Отечественной войне 1812 года, «…на всю длину шпажного клинка - панорама перехода войск через Березину и разгромом войск наполеоновского маршала Виктора. Другой образец – «турецкая»  сабля, здесь Бушуев - непревзойденный мастер батальных сцен: на одной стороне клинка бегство Наполеона из Москвы, на другой – сражение под Парижем. Эта сабля  была украшена в 1824 году и хранится в Государственном Эрмитаже.

Тема Отечественной войны 1812 года как раз и легла в основу композиции клинка, который мы «отыскали» недавно. Чтобы убедиться в авторской подлинности изделия, экспертизу проводили Юрий Рябков – эксперт по культурным ценностям, Заслуженный художник России и Юрий Окунцов – эксперт по холодному оружию, Заслуженный художник России, заведующий отделом истории городского краеведческого музея. Оба эксперта считают, что это работа, скорее всего, действительно принадлежит, Ивану Бушуеву. Причем, клинок – уникальный. Наш великий мастер оставил автограф скрытно, на хвостовике шпаги. 

ЮРИЙ РЯБКОВ, эксперт по культурным ценностям, заслуженный художник России: «Клинок очень интересный, на нем представлена летопись войны 1812 года. Таких юбилейных клинков было изготовлено два или три десятка. В основании клинка золочено-синеная арматура в стиле ампир, дальше идут либо венки, либо лавровые и дубовые листья, в которых написаны названия мест сражений. Можно отчетливо прочитать «Дрезден 9 мая, Берлин 20 февраля, Березина 13 мая…». Клинок соответствует тем образцам, которые нам знакомы по репродукциям в альбомах и которые можно увидеть в музеях.

При ближайшем рассмотрении обращает внимание подпись на обухе: Златоуст, инициалы Шафов, на пяте клеймо полировщика Гра. Идем к первоисточникам, сравниваем с тем, что есть в наличии – похоже. По сохранности могу сказать, когда рассматриваем не синенную часть, то на травленном отрезке клинка видно, что ее пытались чистить, и кое- где рисунок зализан. Но золочено-синенную поверхность не тронули, она сохранилась в первозданном виде. На мой взгляд, все выглядит так, как должно быть на клинках того периода. И следы ржавчины, которые проступают из-под золота, добиться того, чтобы на современном клинке, такая ржавчина появилась, это не реально.

Юрий Окунцов, эксперт по холодному и огнестрельному  оружию, заведующий отделом истории городского краеведческого музея: «Если есть сомнения, что это современная хорошая подделка, то могу сказать, что подделать сам способ приготовления невозможно. Можно, конечно, и отковать, но такого уровня качества ковки и последующей полировки сегодня сложно добиться. В то время была четко отработанная технология: ручная ковка клинков, потом клинки подвергались испытаниям и пробам, потом их шлифовали – долгая и сложная работа: долы должны были проходить малыми кругами, чтобы вся геометрия соответствовала. Потом лощение и полировка, доводили до зеркального блеска. После всего этого клинок отдавали художнику-граверу, он делал последующую рисовку. Даже сам вид позолоты - это была  позолота через огонь (ртутное золочение), сегодня уже никто не применяет, если только на стадии эксперимента. Гальваническая позолота очень разнится».

Самое интересное, на что обращают внимание эксперты, почему мастер оставил свое клеймо скрытно, и дают тому свои объяснения. Клинок Бушуева эксперты относят к периоду 1820-1822гг. в это время, действительно готовились юбилейные клинки ветеранам Отечественной войны 1812 года. И тогда на  фабрике еще работали Шафы. И хотя, Иван Бушуев уже стал настоящим мастером, ставить свое клеймо открыто, он не имел право. С другой стороны, к этому времени стало известно, что Шафы скоро покинут Златоуст. В 1823 году они были уволены с фабрики за грубость, а также «не усердие их к интересам службы и своекорыстие», так говорилось в письме директора оружейной фабрики М.И. Кляйнера. Покидая фабрику, немецкие ремесленники были вынуждены признать: «Коренной Золингенский  завод не в состоянии приготовить такое оружие, какое уже было сделано в Златоусте». В этом же году Иван Бушуев становится старшим мастером в украшенном отделении. Учитывая обстановку того времени, эксперты уверены, что Бушуев мог позволить себе оставить скрытый знак на хвостовике шпаги. К тому же, это не единственный доказанный факт. Как рассказывает Юрий Окунцов, в городском  музее  есть сабельный клинок 1819 года (миниатюра - Геракл управляет колесницей), он подписан Шафами, это второй экземпляр сабли без эфеса. На самой границе между хвостовиком и пятой клинка  таким же образом – гравировкой иглой стоят неприметные буквы ЕБ (Ефим Бушуев). Известно, что Ефим был не менее талантлив, чем его старший брат Иван. В Эрмитаже хранится клинок, пописанный Ефимом Бушуевым, в 1818 году ему  было всего пятнадцать лет. Возможно, что такие клинки со скрытыми клеймами русских мастеров  и официально подписанные Шафами до 1823 года есть еще, нужно лишь проверить хвостовик.

Что касается эфеса шпаги Ивана Бушуева, то эксперты единодушны во мнении, он не родной. Они считают, что этот клинок мог находиться на вооружении у нескольких поколений военных вплоть до 1917 года. Пехотная шпага являлась форменным строевым оружием, и за долгое время ее использования, ножны пришлось несколько раз поменять в оружейной мастерской.

Находка клинка Бушуева – событие историческое и сенсационное не только для предприятия, на котором он стал великим мастером. Своим искусством он открыл Златоуст всему миру. Шпага Ивана Бушуева займет самое почетное место в нашей музейной коллекции, и скоро посетители ассортиментного кабинета смогут увидеть этот клинок.   

Валерий Томея – генеральный директор Златоустовской оружейной фабрики, почётный гражданин города.

Поделиться:

Создание сайта: Рекламное агентство Да! Златоуст