Гильдия решила посмотреть, где, как и кем готовятся столь необходимые для мастерских декоративно-прикладного искусства кадры.
Интересы учебного заведения и работодателей совпадают. Дело за главным: необходимо так отрегулировать учебную программу, чтобы студенты понимали, что их ждет в реальности на предприятиях. Чтобы записи конспектов подкреплялись производственной практикой, и из студента за годы учебы вырастал мастер своего дела.
Вроде все, о чем сказано, прописные истины. Так было раньше. Система производственных практик, наставничества, шефства делала свое доброе дело. И сегодня в практике не отказывают. Хотя бывает и так: молодой человек, получив серьезный практический опыт, уходит с предприятия. На его обучение потрачены время, средства. А договор не предусматривает ответственности стажера по отношению к предприятию.
Об этом говорили руководитель кластера «Златоустовский индустриальный колледж имени П. П. Аносова» Виктор Сидоров и директор художественно-технологической площадки № 1 Владимир Соснин. Именно так сегодня называется учебно-производственная база бывшего ПУ № 4, одна из старейших по подготовке молодых специалистов-граверов. Заботой руководителей и педагогов остается главная задача - за два с половиной года выпустить молодого специалиста с привязкой к конкретному предприятию или мастерской, где производятся художественные изделия из металла.
Гильдийцы предложили несколько путей профессионального общения:
- обозначить существующие на производствах стандарты, которые помогут модернизировать учебный процесс, приблизить подготовку учащихся к тому, что их ждет в работе;
- пригласить учащихся и преподавателей на специально разработанные экскурсии по фирмам;
- провести серию мастер-классов, придя непосредственно на занятия учащихся;
- разработать проекты выпуска сувенирной продукции силами учащихся при поддержке специалистов предприятий Гильдии.
Хозяева художественно-технологической площадки провели подробную экскурсию для гостей, было представлено новое оборудование, полученное по Гранту.
- Впечатления самые разные, - заметили гильдийцы. - Мы увидели, что одно дело назвать учебное заведение художественно-технологической площадкой, другое дело - сделать ее таковой. Работы непочатый край. Есть дорогостоящее оборудование, но его надо смонтировать, запустить в работу, научить учащихся трудиться на нем. Думается, что это процесс трудоемкий и затратный, а посему не скорый. При этом было отрадно, что мы увидели энтузиастов-педагогов, мастеров, преданных своему делу. Такие, как Ольга Тимуровна Зименкова, Виктор Николаевич Бородин, которые не только знают свое дело, но и немало делают для того, чтобы из подростков вырастали специалисты. Если руководству кластера удастся сделать художественно-технологическую площадку своим сильным звеном, то совместные планы по подготовке кадров могут стать реальностью, а златоустовский промысел - гравюра на металле не будет страдать от нехватки кадров.
Надежда Глыбовская
Александр Заев (фото)