История и искусство, богатые традиции и достижения, современные технологии и спорт - под сводами златоустовской художественной мастерской «Практика» уживаются десятки категорий, тесное существование которых в каком-либо другом месте и вообразить себе невозможно. Причем, не просто уживаются, а обретают изящную художественную форму и находят почитателей по всему миру.
О первых шагах предприятия, вехах его становления, особенностях взаимоотношений с клиентами и дружбой со спортом в интервью «ЧС» рассказал бессменный руководитель художественной мастерской «Практика» заслуженный работник культуры Виктор Наумов.
От ракет к произведениям искусства
- Виктор Алексеевич, как вы стали директором художественной мастерской?
- Художественная мастерская «Практика» - это наше с соратниками детище. Мы создали ее сами. А до этого я трудился инженером на советском производстве. Работал на предприятиях общего машиностроения. Но хоть я и технарь чистейшей воды, любовь к искусству во мне жила всегда. С самого детства я был связан с рисованием, оформлением. В более старшем возрасте стал интересоваться златоустовской гравюрой. Не знаю даже, почему изначально не выбрал рисование в качестве будущей профессии… Хотя многие мои знакомые, связанным с художественном промыслом, начинали, как технари. Декоративно-прикладное искусство - особая, невероятно богатая и сложная сфера деятельности, целый симбиоз профессий, начиная от художника и заканчивая кузнецами и полировщиками. По степени сложности - это то же самое машиностроение, только здесь создается ни ракета, а произведение искусства, художественная вещь.
- В какой момент пришла мысль открыть собственное дело?
- Это произошло в 1988 году, когда я ушел с производства. Три последующие года при советской власти мы закладывали основную базу для нашего будущего предприятия, формировали коллектив единомышленников. Тогда во времена СССР только Злаутоустовская оружейная фабрика выпускала кортики, которые предназначались для военно-морского флота, а до 1959 года были и у армейских офицеров. Внутри коллектива этого предприятия существовала небольшая творческая группа, наиболее ярких представителей которой, мы и пригласили к сотрудничеству. А впоследствии уже на основе сложившихся традиций воспитали своих художников. Признаюсь, нелегко было начинать, в лихие 90-е приходилось выживать. Но у нас было одно чисто машиностроительное предприятие, а другое художественное. Вот и выжили, слава Богу!
- Что помогло выжить?
- В первую очередь - спрос на нашу продукцию. Он всегда превышал предложение. Когда кризис миновал, появились другие предприятия, соответственно, конкуренция стала выше. Центров оружейного декоративно-прикладного искусства стало намного больше. Они есть и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Туле, и в Нижнем Новгороде. Да и в самом Златоусте сложно сосчитать, сколько таких мастерских. Беда еще и в том, что сейчас очень много китча, безвкусицы. Люди стали пресыщаться этим и меньше внимания обращать на те произведения искусства, которые действительно этого заслуживают.
А тогда все художественные изделия были в диковинку. Мастерская «Практика» в некотором смысле была первопроходцем в своей сфере. Мы первыми получали разрешение на работу с драгоценными металлами, холодным оружием. Еще во времена существования советского закона об оружии, мы первыми удостоились исключительного права на деятельность такого рода.
- Благодаря чему вы это право получили?
- Вы знаете, тут трудно сказать, благодаря чему… Наверное, благодаря пониманию тех людей, которые тогда давали такие разрешения, их отношению к нашему делу. Это было в начале 90-х годов. Поддерживали нас даже на федеральном уровне. Драгоценные металлы тогда распределялись на уровне области. Помню, первым, кто нам дал разрешение на использование драгметаллов, был нынешний министр торговли и промышленности РФ Виктор Христенко, который тогда работал в правительстве Челябинской области.
Почему нас поддерживала та же пробирная палата, например? Да потому, что использование драгметаллов в художественном промысле на три порядка эффективнее, чем в ювелирном производстве, так как мы только покрываем золотом, а не используем его, как литой материал.
Вопросы по оружию решались на уровне министерства внутренних дел. Хотя, не буду скрывать, бывали ситуации, когда понимания удавалось добиваться только за счет дипломатических качеств представителей нашего коллектива.
В настоящее время все намного проще. Есть ведомства, с которыми мы работаем на протяжении 18 лет. С одной стороны, проще в том плане, что существуют определенные «правила игры», законы, но с другой - сложнее стало в производственном отношении. Законодательный государственный экстремизм не дает нормально работать.
Воспитание вкуса
- Какие-то трансформации культурного уровня федеральных чиновников и ваших заказчиков произошли за время существования художественной мастерской?
- Слава Богу, те чиновники, которые на протяжении многих лет соприкасаются с художественным промыслом, имеют отличный вкус и с пониманием относятся к нашему делу. А вот, что касается заказчиков, в некоторой степени нам до сих пор приходится воспитывать их вкус или, по крайней мере, оказывать влияние на его воспитание, с помощью дополнительной информации формировать культурный уровень.
- Каким образом художественная мастерская «Практика» строит работу со своими заказчиками?
- У нас наработанная и проверенная временем клиентура. Со многими заказчиками сотрудничество длится годами и даже десятилетиями. Хотя, конечно, выходят на нас и новые клиенты, в процессе общения с которыми стараемся выяснить, что именно им нужно, какой тематики украшения, за какую цену, к каждому ищем индивидуальный подход. С учетом современных коммуникационных технологий, некоторых заказчиков мы никогда не видели, общаемся исключительно посредством телефонной связи и интернета. Однако это совсем не мешает нам продуктивно сотрудничать. У нас всегда наготове наработки выставочного плана самой различной направленности и тематики, чтобы по желанию заказчика на их основе в короткие сроки можно было изготовить необходимое ему изделие.
Если раньше художники творили, опираясь исключительно на собственное воображение, то теперь идеи возникают на основе симбиоза работы руководителей, которые учитывают пожелания заказчиков, и творческого коллектива.
- У ваших клиентов всегда существует четкое представление того, что им необходимо? Или оно формируется лишь в процессе работы над изделием?
- Конечно, нам проще работать, когда заказчик четко знает, что именно ему нужно. В большинстве случаев так и есть. Но, случается, что идеи рождаются и непосредственно вовремя самого обсуждения или даже творческого процесса. Сначала вещь изображается на бумаге и согласовывается в эскизном варианте. Также заказчику обычно предоставляются фотографии аналогичных изделий, чтобы он мог представить, как будет выглядеть готовый продукт. И только потом начинается производственный процесс.
- А бывало такое, что на всех этапах изготовления заказчику все нравилось, а вот готовое изделие не оправдало ожиданий?
- Чаще бывает наоборот. Особенно, когда заказчики новые. Они получают от нас то, что не ожидали увидеть в хорошем смысле. Вот этот их восторг - самое приятное в нашей работе!
Дружба со спортом
- Виктор Алексеевич, расскажите, каким образом «Практика» от изготовления оружия перешла к производству спортивных наград и кубков?
- Наша мастерская всегда изготавливала не только оружие, но и в том числе предметы быта - подарочные блюда, панно, кубки, письменные и винные наборы, церковную утварь и предметы церковного убранства - дарохранительницы, иконы и т.д. Что касается спортивных наград, нас заставило обратить внимание на это направление давнее знакомство с представителями водного поло и, в частности, командой «Уралочка», большого тенниса и биатлона.
С чего все началось? В 1994 году по заказу российской федерации тенниса мы впервые изготовили «Русский кубок», который, по сути, является своеобразным «Оскаром» в большом теннисе. Эта награда была учреждена первым президентом России Борисом Ельциным, который, как известно, был почитателем этого вида спорта. Церемония вручения «Русского Кубка» ежегодно проходит в Москве. Удостаиваются этой награды от 25 до 30 лучших в большом теннисе игроков, тренеров и менеджеров.
«Большой переходящий Кубок» Вручается ежегодно победителям женского чемпионата России по водному поло. Остается у команды-обладательницы навечно после пяти побед кряду. Разработан по заказу Всероссийской Федерации водного поло. |
«Русский Кубок» Вручается ежегодно игрокам, тренерам и спортивным функционерам в большом теннисе. Разработан по заказу Российской Федерации тенниса. |
Кстати, и первый кубок для соревнований по биатлону, которые проводились в середине 90-х в Ханты-Мансийске, тоже был изготовлен в нашей мастерской. Почему биатлон? Да потому что у нас работает заслуженный тренер России по этому виду спорта, Анатолий Снытин. Через его дочь олимпийскую чемпионку по биатлону Наталью Снытину произошло наше знакомство с Александром Тихоновым. Последняя награда, которую он учредил, кубок для лучшей спортивной федерации по итогам года - он так и называется Кубок Тихонова. Его первое вручение прошло в 2011 году.
На рубеже веков наша мастерская по заказу федерации водного поло России разработала кубки для победителей женского и мужского чемпионатов России. Они бывают двух видов: малые и большие. Больших кубков всего два. Когда какая-то из команд пять раз выигрывает эту награду, она становится бессменным ее обладателем. И тогда мы изготавливаем следующий кубок. А малые кубки, с разрешения федерации водного поло, делаются, как памятные, и остаются у команд-победительниц чемпионата.
- Помимо кубков, какую еще спортивную продукцию изготавливает ваша мастерская?
- Мы занимается изготовлением медалей и сувенирных изделий, как для крупных соревнований, так и для состязаний местного масштаба. Так, например, у нас заказывают наградную продукцию для своих внутрикорпоративных спартакиад некоторые крупные предприятия Златоуста и Челябинска.
- Насколько конкурентоспособны изделия художественной мастерской «Практика» на российском рынке?
- Мне тяжело оценивать и хвалить самого себя. Но могу сказать одно: сегодня из всех оружейников страны мы единственные, кто имеет звание - официальный поставщик Кремля. Наверное, этим многое сказано. Плюс ко всему с художественной мастерской «Практика» сотрудничает такой выдающийся конструктор, как Михаил Тимофеевич Калашников, с которым мы создали уже целую программу коллекционного оружия, посвященную его изобретениям.
газета «Челябинск спортивный», выпуск № 12 (365) от 26.03.2012 года, стр. 8
статья «Творцы спортивных наград»
Дарья Шевина